Трудный путь к цивилизованному обращению с животными

06/06/2017, Inform24

1496827884_giv1В преддверии рассмотрения Госдумой во 2-м чтении проекта Федерального закона “Об ответственном обращении с животными” президент Благотворительного фонда помощи животным «Большие сердца» Анастасия Комагина ответила изданию «ИНФОРМ-24» на ряд вопросов относительно сути законопроекта. 
 
Напомним, проект Федерального закона “Об ответственном обращении с животными” был внесен в Госдуму в 2010 году, 1-е чтение прошел в 2011-м. В ноябре 2016 года Президент указал, что отсутствие норм ведет к жестокому отношению к животным и чревато ухудшением санитарной ситуации, и призвал «оформить цивилизованный порядок обращения с животными». 14 июня 2017 года Госдума намерена рассмотреть законопроект во втором чтении.
 
Кор.: – Ваше мнение о том, как проходит подготовка законопроекта ко второму чтению в Госдуме?
 
Анастасия Комагина: – Законопроект неоднократно переписывался – в том числе и в последние дни. Самый последний доступный нам вариант касается в той или иной мере всех позвоночных животных – от рыб до птиц и зверей. Тем не менее, особое внимание закон во всех вариантах уделяет домашним животным-компаньонам, собакам и кошкам прежде всего. Хотя, в силу “профессионализма” его написания, под описание безнадзорных животных попадают и крысы, которых, согласно положениям этого законопроекта, тоже надо “отлавливать, стерилизовать и выпускать в прежнее место обитания”. Я не шучу, буквальный текст закона именно таков. 
 
Говоря о примерной численности животных, которых этот закон коснется, Комагина смогла лишь назвать ориентировочно численность собак и кошек – не менее 30-40 миллионов в стране. По другим животным данных нет.
 
Кор.: – Какова нынешняя ситуация с приютами для бездомных животных в стране?
 
Анастасия Комагина: - Что сказать: в последние годы приютская система развивается довольно бурно, но стихийно. Большинство приютов создается и содержится общественниками, а государство и ОМСУ пока не очень интересуется этой сферой, хотя все чаще идут на создание инфраструктуры приютов – чаще всего, это просто строительство вольеров для собак, которые потом эксплуатируются подрядчиками, в том числе общественниками. Спрос на приютские услуги огромный, но понимания того, как это все должно правильно работать, не так много.
Важно понять, что государство не ведет никакого мониторинга в данной области, поэтому собирать информацию по ситуации с приютами приходится по крупицам. Никаких норм на приюты практически нет, строят примерно на глазок, ориентируясь на наличные ресурсы. В среднем городе может быть от одного до четырех-пяти приютов, как правило, каждый на 100- 300 собак. Двухвидовые (собаки + кошки) и чисто кошачьи приюты более редки. Принципы работы приютов тоже самые разнообразные. Какие-то выполняют местные контракты по регулированию численности – в них, как правило, часть животных усыпляют (хотя обычно не афишируют или попросту скрывают это). Приюты без контрактов позволяют себе не усыплять – но тоже не всегда. Все приюты практически всегда переполнены.
 Кроме приютов есть еще пункты временного содержания – как правило, они чисто муниципальные или заточены под коммерческого подрядчика. К ним бывает много вопросов в части условий содержания животных, усыпления и стерилизации, так как в большинстве случаев в городах нет системной (комплексной) программы работы с животными, то такие пункты работают только на валовое количество животных – неважно, усыпленных или стерилизованных и выпущенных.
Говоря о финансовой стороне дела, Комагина отметила, что “из федерального бюджета на бездомных животных денег никаких не идет, регионы в последнее время обычно финансируют (так как это их полномочия) – часто путем субвенций, передаваемых в местные бюджеты, местные бюджеты из собственных средств тоже могут, но далеко не везде. По опыту, обычно услуга “отлов-содержание-стерилизация или эвтаназия” в регионах стоит от 2000 до 8000 рублей. Иногда больше, иногда меньше. Зависит от местных особенностей. Реально ситуация может варьироваться”.
В тоже время в феврале 2017 года активисты проекта «За честные закупки» (ОНФ) обнародовали сравнительный анализ данные о стоимости услуг в ряде регионов по отлову и содержанию безнадзорных животных. Так вот стоимость услуг из-за непрозрачного ценообразования отличается более чем в сто раз. В 2015–2016 закупок на оказание услуг по регулированию численности безнадзорных животных гг. было осуществлено на общую сумму более 2,4 млрд руб. Согласно проанализированным техническим заданиям, основные услуги по регулированию численности безнадзорных животных одинаковы: отлов, транспортировка, клинический осмотр, учет, временное содержание, кастрация, стерилизация и эвтаназия. Однако стоимость одного и того же вида услуг может отличаться почти в 150 раз. Например, стоимость эвтаназии в Иркутской области отличается от Свердловской в 147 раз: 5 руб. и 738 руб. соответственно. Процедуру умерщвления животного за 5 рублей трудно представить человеку с нормальной психикой.
Тем не менее, с каждым годом расходы на регулирование численности безнадзорных животных продолжают увеличиваться. В 2015 г. на эти цели планировалось потратить 1,18 млрд руб., в 2016-м – 1,27 млрд руб”.
Оценивая финансовую сторону, только по числу бездомных кошек и собак, можно смело утверждать, что может денежная емкость вопроса может достигать 300 млрд. рублей. Есть за что бороться, если совсем абстрагироваться от общечеловеческих ценностей.

Close